Кто изобрел "Жука"?
До сих пор многие считают, что изобретателем знаменитого "Жука" - Volkswagen Kafer - был незабвенный Фердинанд Порше. Вот что пишет по этому поводу один из авторитетных автомобильных журналов: "Рождением своим Kafer обязан амбициозному плану Гитлера по созданию так называемого "народного автомобиля". Работу над осуществлением планов начали знаменитый ныне Фердинанд Порше и его конструкторская группа. Первые прототипы модели Kafer, получившие название "Тур-60", были сконструированы уже в 1934 году в Штутгарте, а появились на дорогах страны в конце 1935 года".
Здесь уважаемые коллеги заблуждаются. Если бы они глубже изучили вопрос, то узнали бы о существовании скромного конструктора Бела Бареньи. В 1925 году этот восемнадцатилетний юноша из Вены завершил разработку своего первого серьезного автомобиля - "народной машины" с четырехцилиндровым двигателем воздушного охлаждения, расположенным сзади, и коробкой передач перед задней осью. Молодой конструктор пытался предложить свое изобретение различным производителям автомобилей, но тщетно. В 1932 году Бареньи ознакомил с проектом Порше, однако результат был тем же.
И вдруг через несколько лет Порше представляет на испытания прототипы, конструкционные особенности которых соответствовали разработкам Бареньи. И эта работа получила одобрение германского правительства, правда, о молодом изобретателе никто даже не упоминал. А любимец Гитлера Порше был осыпан очередными похвалами и милостями.
Отстаивать свое авторство против фаворита Гитлера Бареньи не решился. Он поступил на работу на фирму "Даймлер-Бенц" и стал специалистом по безопасности автомобилей.
Однако старые обиды иногда прорывались, и о злоключениях Бареньи стало известно многим. В 1951 году даже вышла книга, в которой высмеивались претензии изобретателя, как беспочвенные. Тогда Бареньи подал на авторов книги в суд и через три года выиграл процесс, потратив на это все свои сбережения.
Решение суда никак не повлияло на положение изобретателя. Наследники Порше по-прежнему получали по 5 марок лицензионного сбора с каждого произведенного "Жука", став миллионерами.
А "самый великий обворованнный", как называет изобретателя "Шпигель", закончил карьеру в 1972 году в должности главного референта фирмы "Даймлер-Бенц". Ныне он по праву занял место в зале славы музея истории автомобиля в Детройте. Здесь в отдельной стеклянной витрине выставлены подлинные чертежи Бареньи, его фото и роговые очки.
А всего в нескольких метрах от них - реликвии профессора Фердинанда Порше...